|
Теология Ада.
Идея ада как богословского понятия
заключает в себе ряд спорных вопросов,
которые, несмотря на однозначные
решения церковных Соборов, продолжали
волновать воображение теологов и
мистиков.
Вечность ада
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне, —
гласит надпись над входом дантовского
ада (Ад, 3:7-8). Ад сотворен Богом навеки;
это положение подтверждается рядом
текстов Нового завета: «огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его» (МАТФ.
25:41); «диавол, прельщавший их, ввержен в
озеро огненное и серное, где зверь и
лжепророк, и будут мучиться день и ночь
во веки веков» (ОТКР. 20:10). Вечность ада
довольно рано стала догматом
христианской церкви. Второй
Константинопольский Собор (553 г.) осудил
в девятой анафеме тех, кто утверждает,
что наказание демонов и людей не будет
вечным. Позднее и протестантская
теология подтвердила этот догмат (статья
17 аугсбургского символа веры, 1530): «Христос...
осудил нечестивых людей и демонов на
вечные муки» (цит. по: УОКЕР, 22). Сильным
эмоциональным аргументом в пользу
вечности ада служило соображение, что
прекращение мук было бы незаслуженной
милостью для грешников, которые,
безусловно, предпочли бы исчезнуть
вовсе, чем проводить вечность в аду; эта
мысль появляется впервые во 2-3 в. у
Юстина, а затем у МИНУЦИУСА ФЕЛИКСА (ОКТАВИЙ)
— грешники предпочитают «полностью
исчезнуть, чем восстанавливаться для
наказаний». (Эту точку зрения не
разделяли, видимо, лишь социниане [16-17 вв.]
— последователи итальянских теологов
Лелио и Фаусто Социни, — которые
исповедывали смерть души грешника
вместе с телом; тем самым проблема ада
снималась сама собой).
Однако не менее сильная эмоциональная
аргументация от божественного
милосердия и божественного
совершенства — Бог не может ни
допустить вечных мук для собственных
творений, ни лишить их возможности
раскаяния и возврата к Богу, — вновь и
вновь приводила к сомнениям в вечности
ада. МАРКИОН и его последователи (2 в.)
верили в освобождение Христом из ада
всех грешников (ТЕРТУЛЛИАН, ПРОТИВ
МАРКИОНА, 1:1); Ориген, а позднее Скотт
Эриугена развивали учение о «восстановлении
всех вещей», их возвращении в лоно Бога ,
что делало вечность ада решительно
невозможной. В Новое время против
вечности ада, продолжавшей оставаться
догматом, были выставлены новые
аргументы. Джон Тиллотсон, архиепископ
Кентерберийский, в конце 17 в. выдвинул
два довода, имевшие большой резонанс (в
частности, они обсуждаются в
энциклопедии Дидро и Даламбера, в статье
МАЛЛЕ, 669-670). Эпитет «вечный», как
утверждал Тиллотсон, и в Ветхом, и в
Новом завете означает лишь «длительный»;
потому упоминания о «казни вечного огня»
(ИУД. 7) и т. п. не следует понимать
буквально. Второй аргумент Тилотсона —
богословско-педагогический:
архиепископ настаивает на
необходимости различать угрозу и
обещание; когда Бог говорит, что предаст
тех или иных провинившихся «вечному
огню», то — даже если допустить, что речь
действительно идет о вечном огне, — Бог
вовсе не дает тем самым обещание,
которое уже не может нарушить, но лишь
угрожает в надежде, что угроза отвратит
грех и наказание вообще не потребуется.
Такая угроза — не обещание и не
пророчество, совершающееся с железной
необходимостью, но лишь педагогическая
мера воздействия.
|
|