|
Строение и
величина Ада ;
лимбы и чистилище
Из бесчисленного разнообразия
представлений о строении ада к
достаточно устойчивым и общепринятым
можно отнести идею двух адов: верхнего и
нижнего. Эта идея находила библейское
обоснование в Псалтири, где говорится: «Ты
избавил душу мою от ада преисподнего»
(85:13; в Вульгате: eruisti animam meam ex inferno inferiori, т.
е. буквально: «от ада нижнего»). ГРИГОРИЙ
ВЕЛИКИЙ, исходя из весьма неясного
указания псалма, высказывает
предположение, что «верхний ад на земле,
нижний — под землей» (ДИАЛОГИ, 4:42, col. 400).
Идея развита в «Светильнике» Гонория
Августодунского (ок. 1100).
Верхний ад здесь изображен как «нижняя
часть этого мира, полная мук», «здесь
неистовствуют безмерный жар, великий
холод, голод, жажда, различные страдания
телесные, такие как бичевания, и
душевные, такие как ужас и робость...;
нижний же ад — «духовное место» (locus
spiritualis), где горит неугасимый огонь; его
расположение внизу следует понимать
метафорически: «о нем говорят, что он
находится под землей, потому что, как
тела грешников покрываются землей, так
души грешников погребаются в аду» (Цит.
по: ОУЭН, 60). Разделение ада на верхний и
нижний нашло выражение и в поэзии. В
англо-норманской поэтической версии «Странствования
св. Брендана» (ок. 1125) Бенедейта верхний и
нижний ад разделены соленым озером,
верхний ад полон пламе ни, нижний — вони
и холода (ОУЭН, 60). У Данте адские круги с
шестого по девятый, окруженные
стигийским болотом, находятся в
пределах стен «города Дита» (Люцифера) и
образуют Нижний ад; «вечный пламень» у
Данте, как и у Гонория Августодунского,
горит лишь в нижнем аду (АД, 8:73-75).
Идея лимба была порождена
необходимостью выделить в аду особое
место для тех, кто, не будучи крещен, не
совершил вместе с тем и никаких грехов.
Казалось несправедливым, что библейские
патриархи, ожидая в аду появления Христа
(71 Нисхождение в ад), разделяют страдания
прочих грешников; уже Беда
Достопочтенный утверждал, что
праведники дожидаются Христа в аду, не
испытывая мук. Однако лишь позднее (в 13 в.)
возникает понятие об особой части ада —
лимбе (limbus — буквально «край одежды»),
где обитают патриархи и невинные
младенцы. Альберт Великий и Фома
Аквинский ввели различение «лимба
младенцев» (limbus infantium, limbus puerorum) и «лимба
отцов» (limbus patrum) (ГОДЕЛЬ, 761).
Идея чистилища — места, где очищаются
души, не совершившие смертных грехов, но
все же не достойные немедленного
отправления в рай, возникла под влиянием
2 КНИГИ МАККАВЕЕВ (книги, включенной в
состав католической Библии): Иуда
Маккавей, предавая земле падших воинов,
обнаруживает у них «под хитонами
посвященные Иамнийским идолам вещи, что
закон запрещал Иудеям», тем не менее он и
его соратники «обратились к молитве,
прося, да будет совершенно изглажен
содеянный грех; а доблестный Иуда
увещевал народ хранить себя от грехов,
видя своими глазами, что случилось по
вине падших. Сделав же сбор по числу
мужей до двух тысяч драхм серебра, он
послал в Иерусалим, чтобы принести
жертву за грех, и поступил весьма хорошо
и благочестно, помышляя о воскресении;
ибо, если бы он не надеялся, что павшие в
сражении воскреснут, то излишне и
напрасно было бы молиться о мертвых. Но
он помышлял, что скончавшимся в
благочестии уготована превосходная
награда, — какая святая и благочестивая
мысль! Посему принес за умерших
умилостивительную жертву, да разрешатся
от греха» (2 МАК. 12:39-46). Посмертное
состояние согрешивших воинов мыслится в
этом тексте как неясное, не определенное
до конца и зависящее от акта искупления,
посредством которого живые могут
вмешаться в судьбу мертвых (эту
возможность использовала католическая
церковь, которая во времена Лютера
предлагала за некоторую плату
немедленное освобождение души из
чистилища). Доктрина чистилища,
разработанная в решениях Лионского (1274),
Флорентийского (1439) и Трентского (1563)
соборов, в конце концов не была принята
ни православной, ни протестантской
церквами. Вопросы о месте, длительности
и природе наказания в чистилище
остаются достаточно неясными. Чистилище
сначала мыслилось, видимо, как раздел
ада: так, АВГУСТИН, считавший, что
грешная душа после смерти идет «либо в
огонь очистительный, либо на муку вечную»
(О БЫТИИ ПРОТИВ МА. НИХЕЙЦЕВ, 20:30, col. 212)
понимает чистилище как своего рода «верхний
ад». Грешнику вообще трудно понять, где
он находится: в аду или чистилище. У
Цезария Гейстербахского иные грешники,
оказавшись на том свете, принимали ад за
чистилище и наоборот (ГУРЕВИЧ, 235). Гуго
СЕН-ВИКТОРСКИЙ робко предполагает, что
осужденные на чистилище наказываются
там, где согрешили («...их
местонахождение не вполне ясно, разве
лишь что из многих примеров и откровений
душ, приговоренных к такому наказанию,
часто видно, что они отбывают его в этом
мире; и, пожалуй, вполне было бы возможно,
чтобы они претерпевали отдельные
наказания там, где согрешили» (О
ТАИНСТВАХ, COl. 586). Вместе с тем, Данте
рисует отчетливую трехчастную
структуру загробного мира, где не может
быть места таким сомнениям.
Вопрос о размере ада, а также о
соотносительной величине ада и рая таил
известные затруднения: ведь из
библейских речений о
немногочисленности спасенных следовало,
что ад значительно больше рая, а
подобная физическая пропорция не могла
не быть воспринята как явное
доказательство торжества зла над добром.
До того, как эта проблема была осознана,
авторы видений и богословы находили
некоторое злорадное удовольствие в
констатации неизмеримости ада, для
выражения коей уже «ВИДЕНИЕ СВ. ПАВЛА» (3
в.) дает рельефную формулу: грешников в
аду столько, что сто мужей, каждый из
которых имел бы по сто железных языков,
не смогли бы перечислить их, даже если бы
начали говорить с самого сотворения
мира (выше в «Видении..» называется и
точная цифра — 144 000, — которая, видимо,
казалась автору невероятно большой).
Однако позднее богословы поняли, что
количественный перевес ада, в сущности,
малоприличен для божественного
достоинства; так возникла проблема, над
которой продолжали размышлять даже в 17
столетии, — еще ЛЕЙБНИЦ усматривал
странность в том, «что даже в великом
будущем вечности зло будет
торжествовать над добром, и это под
верховным владычеством того, кто
является верховным благом...» (ТЕОДИЦЕЯ,
140). Голословные уверения, что ад меньше
рая, с которыми выступил, в частности «крипто-анабаптист»
Курионе в сочинении «О величине
блаженного царства Божия» (1554; см. УОКЕР,
37-38), не решали проблемы, но в конце
концов было все женайдено устраивавшее
всех решение, не отвергнутое и
современной теологией: количественный
перевес рая над адом будет достигнут ,
если учесть всех умерших (крещенных)
детей.
|
|