Иконография Антихриста Иконографические типы Антихриста в
средневековом искусстве ориентированы
либо на образ «зверя», выходящего из
бездны (звероподобное четвероногое
существо с копытами, огромными зубами,
хвостом, торчащими ушами), либо на
гуманоидный образ «царя и воина» (со
щитом и с мечом, в короне), демоническим
добавлением к которому служили крылья.
Его окружают демоны, вылетающие у него
изо рта, шепчущие ему в ухо (часто — по
демону у каждого уха). Порой
подчеркиваются его сыновнее отношение к
дьяволу: на мозаичном изображении
Страшного суда в соборе на острове
Торчелло (близ Венеции, 9-12 вв.) Антихрист,
как ребенок, сидит на левом колене
скованного Сатаны, образуя с ним группу,
весьма напоминающую Мадонну с младенцем
(ЭММЕРСОН, 127-128). В сопровождении
ухмыляющихся и скалящих зубы демонов
Антихрист вешает, обезглавливает,
протыкает копьями христиан; из лжечудес
Антихриста излюбленным в иконографии
было нисхождение огня с неба,
пародирующее сошествие святого Духа на
апостолов. Иногда он изображается
сидящим на Левиафане, которого понимали
как символ Антихриста. Смерть Антихриста и Воскрешение Еноха и Илии. Англо - норманский апокалипсис. или от камня, падающего с неба (в то
время как Христос из тучи угрожающе
простирает к нему руку), либо просто
падает с трона, а корона сползает с его
головы; иногда ангел (архангел Михаил)
поражает Антихриста мечом; витраж в
соборе Нотр-Дам (Париж), трактуя слова
апостола Павла об убиении «духом уст»
буквально, показывает Христа, дующего на
обреченного Антихриста. В
англонорманском апокалипсисе Христос
держит в руке, в качестве «орудия гнева»,
голову льва, который изрыгает пламя на
Антихриста; демон услужливо помогает
Христу прикончить врага.
|