|
Пародия
Христа
Антихрист прежде всего — пародийный
антагонист Христа; свою полную
противоположность Христу он скрывает за
внешним пародийным сходством; при этом
не вполне ясно, старается ли Антихрист
походить на Христа (что выливается в
одну лишь пародию), или же это сходство —
лишь издевка над Христом дьявола, чьей
марионеткой Антихрист, безусловно,
является. Как пишет Фирмик Матерн (4 в.), у
дьявола есть свой «Христос» — т. е.
Антихрист. Откровение от Иоанна
читалось как свод пародийных выходок
Антихриста: если Христос имеет силу Бога,
то Антихрист имеет силу Дракона («и дал
ему дракон силу свою» — 13:2); как Христос,
он смертельно ранен и исцелен (13:3); как
Христос, он возводится на престол (13:2);
если Бог «есть и был и грядет» (1:4), то
Антихрист очень сходным образом «был, и
нет его, и явится» (17:8); знаки зверя («начертание
зверя» — 16:2), положенные «на правую руку
или на чело» (13:16; 14:9-11), соответствуют
печати «Бога живаго», положенной «на
челах» (7:3); с именами Бога конкурируют
имена греха — «имена богохульные» (13:1,
17:3). В обличии как бы барана (13:11)
Антихрист пародирует Христова агнца;
если Бог посылает «дух жизни» (11:11), то и
Антихрист, не желая от него отставать,
вкладывает дух в лжепророков («и дано
ему было вложить дух в образ зверя» —
13:15). Антихрист «и огонь низводит с неба
на землю перед людьми» (13:13), как это
сделал один из предшественников Христа,
пророк Илия (3 ЦАР. 18:38). Если Бог может
посылать «в сердца ваши Духа Сына Своего»
(ГАЛ. 4:6), то Антихрист обладает
могущественной силой убеждения (13:11-14)
. Богословы стремились выявить как можно
больше параллелей между Христом и
Антихристом, дабы довести картину их
антиномичного соответствия до
абсолютной полноты; экзегетика
дополнялась тут богословскими
построениями и произвольными домыслами.
Уже в первом трактате, посвященном
Антихристу (ИППОЛИТ РИМСКИЙ, ОПИСАНИЕ
ХРИСТА И АНТИХРИСТА), нарисована картина
полной параллельности Антихриста
Христу: Антихрист, как и Христос, «есть»
— хотя и в некой извращенной форме — Лев,
Царь и Агнец; он посылает в мир своих
апостолов; собирает рассеянных; дает
своим последователям печать. Если
Христос — человек из колена Иуды, то
Антихрист, «страшный судия, сын дьявола»,
— из колена Дана («От Дана слышен храп
коней его, от громкого ржания жеребцов
его дрожит вся земля; и придут и истребят
землю и все, что на ней, город и живущих в
нем» — ИЕР. 8:16) (ИППОЛИТ, О ХРИСТЕ И
АНТИХРИСТЕ, col. 15). «Ибо если Господь наш
Иисус Христос и Бог, по причине высоты
своего царства и ясности своей славы и
предсказан как лев, то тем же образом и
Антихриста священные книги именуют
подобным льву, за его тиранию и насилие.
Искуситель, он во всем хочет выглядеть
подобным Сыну Божьему. Христос — лев, и
Антихрист — лев; Христос — царь, и
Антихрист царь. Спаситель явлен как
агнец; и тот является подобным агнцу,
хотя внутри — волк» (ИППОЛИТ, О ХРИСТЕ И
АНТИХРИСТЕ, col. 6).
Зачатие Антихриста дьяволом и еврейской
девушкой из колена Дана, живущей в
Вавилоне (т. е. «вавилонской блудницей»),
— пародия на зачатие Христа смертной
женщиной. Пародийный характер имеет и
искушение дьяволом Антихриста: первый
предлагает ему все царства мира, и тот с
радостью соглашается (староанглийская
пьеса «Антихрист» из ЧЕСТЕРСКОГО ЦИКЛА
МИСТЕРИЙ, ок.1325).
Но параллельно с рядом видимых сходств
богословами выстраивается и ряд отличий
— фактически за каждым сходством
скрывается глубочайшая
противоположность: Антихрист
псевдоагнец, но на самом деле — волк; он
— пастырь, но «глупый пастырь» (stultus pastor);
он именует себя светом, но соотносится с
Христом как тьма со светом, смерть с
жизнью и т. п. Если явлению Христа
предшествовал мир, то рождение
Антихриста предваряется резней и
раздором. Получается, что Антихрист, так
старательно пародирующий Христа, «Христу
во всем противоположен» (Адсо
Дервенский). Парадоксальное облачение
противоположности в форму сходства,
пожалуй, сильнее всего выражено в
формуле Руперта из Дойтца (16 в.) — едва ли
не высшем в богословии выражении
полярности-сходства Христа и Антихриста:
«Вот Христос, который пролил свою кровь.
Вот Антихрист, который пролил кровь
других» (цит. по: ЭММЕРСОН, 76).
|
|