|
Человеческие
жертвоприношения.
Ритуальные убийства, человеческие
жертвоприношения, известные нам прежде
всего из истории и священных книг разных
народов, резко противоречат современной
морали и культуре. Но подобное
противоречие не должно мешать пониманию
естественного происхождения этого
обычая.
Жертвоприношение берет начало в той же
среде, что и молитва. Подобно тому как
молитва есть обращение к божеству, как
будто оно человек, так и жертвоприошение
есть приношение даров божеству как
человеку. Житейские типы той и другой
формы - молитвы и жертвоприношения -
можно саблюдать в общественной жизни и
до настоящего времени. Однако
жертвоприношение, в древности столь же
понятное, сколь понятна молитва,
впоследствии изменялось, как по своей
обрядовой стороне, так и по отношению к
лежащим в его основе мотивам. И конечно,
практика принесения в жертву именно
человека в наше время встречается
весьма редко .
Хрестоматийным примером является
ветхозаветная история Иакова,
изъявившего готовность принести в
жертву Богу сына. Впрочем, в Ветхом
Завете таких примеров немало. Вообще,
древние народы частенько приносили в
жертву именно детей.
Карфагеняне, потерпевшие в войне
неудачу, приписали свое поражение гневу
богов. В прежние времена их бог Молох
получал в жертву избранных детей своего
народа, но впоследствии они стали
покупать и откармливать для этой цели
чужих детей. Теперь же они сочли, что
божество мстит им за использование
подставных жертв. Решено было
компенсировать обман. Двести детей из
самых знатных семей страны были
принесены в жертву идолу.
В Сирии культ бога Хадада требовал
жестоких кровавых жертв, и прежде всего
новорожденных детей. Об этом
свидетельствуют не только исторические
источники, но и археологические
открытия - близ остатков алтарей в
храмах Хадада найдены огромные
скопления детских костей.
Особое место в истории жертвоприношений
занимают ритуальные убийства, связанные
с войной.
Правитель майя , созывая воинов на битву,
делал надрезы на теле в посвящал капли
своей крови богам. Если битва
завершалась победой, боги жаждали крови
побежденных. Захваченные враги
подвергались ритуальным пыткам, которые
оканчивались смертью. Знатные люди
носили на запястьях шнурки с узелками:
сколько узелков, столько принесенных
жертву жизней. Смертью побежденных
оканчивалась и ритуальная игра в мяч.
Кровь была неотъемлемой частью многих
ритуалов майя, но был и бескровный
способ принесения жертв. В развалинах
некогда могущественного города Чичен-Ица,
находится -- "Колодец жертв". Был
обычай прежде - бросать в этот колодец
живых людей в жертву богам во время
засухи. "Даже сейчас, через восемь
веков испытываешь невольный трепет,
стоя на краю гигантского омута с его
желтовато-белыми отвесными стенами,
покрытыми зеленью плавучих растений.
Око круглой воронки диаметром свыше 60
метров завораживает, притягивает к себе.
Изогнутые пласты известняка круто
опускаются к темной воде, открывающие в
своих глубинах тайны ушедших столетий.
От края колодца до поверхности воды
свыше двадцати метров. А глубина его еще
более того. (На дне колодца были найдены
пласты человеческих скелетов.)
Во время завоевания Мексики Кортес и его
спутники, осматривая один из больших
ацтекских храмов, остановились перед
большим камнем из яшмы, на котором
производилось закалывание жертв; их
убивали с помощью ножей из обсидиана-вулканического
стекла-и увидели ли статую богожества ...
Тело этого ужасного бога -- бога войны
ацтеков - было опоясано змеей, сделанной
из жемчуга и драгоценных камней. Все
стены этого обширного помещения были
залиты кровью. Смрад был сильнее, чем на
бойне в Кастилии. На алтаре лежали три
сердца, которые еще трепетали и дымились.
Внизу испанцы обратили внимание на
большое здание. Стоявшее на холме, оно до
потолка было заполнено аккуратно
сложенными черепами бесчисленных жертв.
Один солдат нринялся их считать и пришел
к выводу, что их несколько тысяч.
Особенной красотой отличался обряд
весеннего жертвоприношения в честь
одного из богов. В жертву ему заранее (за
год до праздника) выбирали самого
красивого из пленников, без физических
изъянов. Такой избранник считался
воплощением бога на земле. Его окружали
роскошью и почестями, исполняли его
прихоти и капризы, кормили
изысканнейшей едой, одевали в лучшие
одежды. Но, естественно, при этом строго
присматривали за ним, что бы не сбежал.
Когда до праздника оставалось 20 дней,
избранник получал в качестве служанок
четырех красивых девушек. Они тоже
почитались как богини. Расплата за
удовольствие наступала в день праздника:
божественного пленника вели к храму,
клали его грудью вверх на каменный
жертвенник, и верховный жрец разрубал
ему грудь, чтобы извлечь из нее еще
трепещущее, окровавленное сердце и
поднести его богу солнца.
В годы засухи ацтеки приносили в жертву
богине мужчину. Его привязывали к столбу
и метали в него дротики. Кровь, которая
капала из ран, олицетворяла дождь.
В пантеоне сапотеков, живших на
территории одного из центров Южной
Америки, важное место занимал бог дождя
и молнии. Поскольку от него, согласно
верованиям сапотеков, зависело
плодородие земли, то бога приходилось
ублажать людскими жертвами
младенческого возраста.
Очевидно, в древности редкий народ не
прибегал к жертвенным убийствам во
время войн, и при исполнении ритуалов
погребения. Так поступали славяне. " ...На
равнине они подобрали своих мертвецов, и
нагромоздили их перед стеной, разложили
много костров и сожгли, заколов при этом
по обычаю предков множество пленных,
мужчин и женщин. Совершив эту кровавую
жертву, они задушили несколько грудных
младенцев и петухов, топя их в водах
Иотра..."
Широко практиковались человеческие
жертвоприношения у древних кельтов;
отчасти это было связано с обрядом
гадания. (На кишках жертвы.) В Индии на
почве почитания бога Шивы сложились
оргиастические изуверские культы,
связанные с образами божеств любви и
смерти. Приверженцы одной из самых
изуверских сект - "душителей" в
жертву Кали душили случайных путников
на дороге.
В Борнео имели обыкновение приносить
человеческие жертвы, когда какой-нибудь
очень важный начальник переселялся во
вновь отстроенный дом. Приведен случай,
когда уже в сравнительно новое время,
около 1847 года, для этой цели была куплена
малайская девушка-невольница. Ее
умертвили выпусканием крови. Этой
кровью были окроплены столбы и
фундамент дома, а труп брошен в реку. В
Африке, в Галаме, перед воротами нового
укрепленного поселения, как правило,
зарывали живыми мальчика и девочку -
чтобы сделать укрепление неприступным.
В Бассаме и Яррибе такие жертвы
приносили при закладке дома или деревни.
В Полинезии центральная колонна одного
из храмов Мавы воздвигнута над телом
человеческой жертвы. На острове Борнео
средневековый путешественник был
свидетелем того, как при сооружении
большого дома вырыли глубокую яму для
первого столба и повесили его над ямой
на веревках. Затем туда опустили девушку-невольницу
и перерезали веревки. Громадный брус
упал в яму и раздавил несчастную
насмерть.
|
|