|
Колдовские
инструменты.
Колдовство было своего рода ремеслом.
У ведьм, как и у любого ремесленника,
существовал набор инструментов, которые
они использовали при заклинаниях или
приготовлении настоек, словом, при
колдовстве. Несмотря на то, что методы и
орудия порой различались, некоторые
вещи оставались неизменными. Любая
ведьма, забежав без предупреждения к
своей подружке, всегда могла их найти. К
таким вещам, несомненно, относилась
метла, на которой совершались ночные
полеты. В более ранних преданиях о
ведьмах это были вилы или просто
деревянная палка. Растения с длинным
стеблем, такие как бобы или горох, тоже
подходили для этого действия, хотя
общепризнанным средством передвижения
стала все-таки метла. В книге
Реджинальда Скотта «Открытие
колдовства» («Discovery of witchcraft»), вышедшей в
1584 г., сообщалось, что «на всех своих
колдовских сборищах ведьмы ни разу не
преминули потанцевать... а во время пения
и плясок одна из них обязательно держала
в руках метлу, поднятую над головой».
Было важно, из чего сделана -метла: в
Уорчестершире, в районе Кривого леса,
для метлы использовали дубовые ветки, а
для палки — орешник. Березой
перевязывали прутья метлы. Все три
дерева, считалось, были наделены
чудодейственной магической силой. Дуб
был лесным королем, орех — символом
мудрости, а береза — очищения. Возможно,
вторым по значимости инструментом ведьм
был котел. Еще в Древней Греции ведьмы
использовали его для своих деяний. Когда
Медея, колдунья из Колхиды, и Жрица
Геката готовили убийство царя Пелия. то
им был необходим котел. Когда Макбет
встретил в темной пещере трех зловещих
сестер, то те сидели вокруг кипящего
котла И приговаривали: «Пусть работа
станет еще тяжелей, пусть огонь горит, а
котел кипит». Так напевая в унисон,
сестры
Ведьмы мешают зелье в котле(Abraham
Sair.Ein Treue Warning, 1582)
бросали в котел глаз тритона, собачий
язык, лапу ящерицы и волчий зуб. Затем
они поведали Макбету о том, что ждет его
впереди. У друидов богиня луны Церридвен
варила в котле вдохновений магические
травы. Ее «рагу» должно было готовиться
год и один день, а по окончании этого
срока получались три капли Мудрости (или
божественного вдохновения)—
таинственный Авен. В дальнейшем котел
стал неофициальным символом ведьм.
Благодаря способности преобразовывать
свое содержимое, т. е. превращать
разнородные элементы в пищу или в
снадобье, котел стал неотъемлемой
частью кухонной утвари, а треножник, на
котором он крепился, олицетворением
тройственной натуры богини Луны. Четыре
основных элемента — вода, огонь, земля и
воздух — имели отношение к котлу. Водой
его заполняли, огонь заставлял воду
кипеть, земные травы варились внутри
него, а пар от булькающего варева
поднимался вверх. Третьим необходимым
инструментом в арсенале ведьм было
магическое зеркало, которое могло иметь
форму шара или быть плоским. Если у
ведьмы отсутствовал этот предмет, то его
заменяла заполненная водой черная чаша.
Впрочем, из чего бы ни был сделан
магический кристалл, именно с его
помощью ведьма гадала и предсказывала
будущее. Всматриваясь в зеркальные
глубины, она видела, что происходит в
любом месте и в любое время, узнавала,
что делается за многие мили от нее и
находила ответ на мучивший ее вопрос: «Зеркальце,
зеркальце, что на стене, кто всех
красивей в нашей стране?» Известно, что в
приморских городах ведьмы использовали
вместо зеркала стеклянные поплавки от
рыбацких сетей. Они, как правило,
изготовлялись из темно-зеленого или
синего стекла и выглядели вполне
безобидно. У знаменитой ирландской
ведьмы Бидди Эрли был любимый пузырь
синего цвета.
Но чем бы ни был волшебный шар, сначала
его надо было «освятить». Для этого его
держали под светом полной луны. Когда
ведьма не пользовалась шаром, то хранила
его в плотно закрытой коробке или
заворачивала В черный бархат. Ни в коем
случае зеркальный шар Нельзя было
оставлять на солнце. Шар красиво
переливался при мерцающем свете свечи.
Иногда его так оставляли для улучшения
магических свойств. Некоторым колдуньям
нравилось, как тоненький Огонек свечи
отражается в шаре, хотя другие
предпочитали тусклый рассеянный свет в
комнате. Рядом курился фимиам. Если все
шло, как и следовало, магический шар
поначалу становился мутным, а затем
гадалка начинала различать в нем образы.
Присмотревшись, она отчетливо различала
предметы, шар давал ей возможность
увидеть то, что она хотела. Послание
могло быть явным — лицо самого
известного в данной местности человека.
Иногда появлялся какой-нибудь символ,
который следовало истолковать. Но для
большинства ведьм это не составляло
большого труда. Ворожеи были сильны в
разгадывании подобных головоломок.
Арсенал ведьм был не полон, если в нем не
находилось специального ножа, который
предназначался вовсе не для срезания
корешков. Этот кинжал, на черной
рукоятке и лезвии которого были
выгравированы магические символы,
назывался «Атам». Он обычно вручался
новоиспеченной ведьме в ночь посвящения
и использовался ею для начертания
магического круга, смешивания священной
Соли с водой во время Эсбата (ежемесячной
встречи ведьм) и для того, чтобы держать
в повиновении вызванных на землю духов.
Гравюра 1555 г. «История северных -народов»
изображает ведьму, которая в одной руке
сжимает пучок волшебных трав, а в другой
сверкающий «Атам» В управляется с ордой
демонов, как заправский боец
|
|