Оборотень-вовкулака
человъкъ, обращенный въдуномъ или
въдьмой Оборотиться,
обернуться (об-воротиться,об-вернуться)-окутаться
I. Способы превращения в оборотня. Существует много способов для превращения в оборотня. В одном случае человек ( зверь, предмет) становиться оборотнем по собственной воле, в другом в оборотня его превращают. У белорусов сохраняется предание, что некогда праздновалась свадьба, и вдруг нежданно-негаданно среди шумного веселья жених и все прочие мужчины были превращены чародеем в волков, женщины в сорок, а невеста в кукушку. Эти способы - самые распространенные, но есть и другие: 1. В наказание В этиологических легендах человек становится животным (медведем, вороном, аистом и др.) в наказание за нарушение запрета, желание напугать, за жадность, дерзость, неблагодарность, ложь, преступление и т.п. 2. В результате проклятья. Чайкой стала дочь проклятая отцом за то, что не уберегла свою девичью честь; сын и дочь были прокляты больной матерью за то, что не принесли ей воды, и превратились в филина и кукушку. 3. От горя, плача. Например, дочь убитого князя Лазаря от неутешного горя и плача превратилась в кукующую кукушку. 4. Самопроизвольно. При определенных условиях. Такие
примеры представлены в основном в
поверьях: крылатой змеей или змеем
становится обычная змея, карп и
некоторые другие животные по истечении
определенного срока, например если в
течении какого-то времени их никто не
видел, если они не слышали колокольного
звона или голоса петуха; уж или змея в
двенадцатом поколении становится
вьюном; летучей мышью становится
обычная мышь на седьмом году жизни; с
Петрова дня (29.VI./12.VII) кукушка
превращается в ястреба; весной ласточки
превращаются в лягушек; волк-оборотень
принимает волчий и человеческий облик в
полдень; рысью становится волчица, когда
принесет потомство пять раз; воробьи
превращаются в мышей, а мыши в воробьев в
зависимости от погоды.
II. Средства, при помощи которых, можно стать оборотнем. В русских народных сказках часто встречается описание превращения человека в оборотня. В большинстве случаев для превращения требуется волшебные предметы: а) Колдуны и ведьмы превращают людей различными зверями и птицами, ударяя их зеленым прутиком, палкою, плетью (кнутом-самобоем). Такое верование разделялось греко-италийским племенем. Знаменитая чародейка Цирцея быстрым ударом жезла оборотила в свиней спутников Одиссея; Пик был наказан превращением в дятла: едва волшебница коснулась его тростью, как он тотчас же сделался пестрокрылою птицею. Эта чудесная трость или плеть- эмблема молнии и указывает на тесную связь оборотничества с грозовыми тучами; с этой эмблемою сочетались противоположные представления: с одной стороны удар волшебного прута повергает сказочных героев в окаменение и непробудный сон (зимние оцепенение), а с другой призывает их к жизни (к весеннему творчеству). То же двоякое значение придается удару волшебного прута и в преданиях об оборотнях: им превращаются люди в звериные образы, и, наоборот, им же разрушается сила заклятия, и превращенные возвращаются в среду людей. На Украине думают, что если ударить оборотня вилами или цепом, то он тотчас же делается человеком, т.е. бог-громовик, ударяя своей палицей, срывает с него волчью шкуру (разносит тучу). Оборотни, т.е. стихийные духи и тени усопших, облаченные в облачные шкуры, появляются и исчезают вместе с бурными грозами. С каждым дуновением ветра, с каждым извивом молнии и раскатом грома облака и тучи меняют свои прихотливые формы, или, выражаясь метаморфическим языком, с каждым ударом громовой палицы стихийные духи перекидываются, перебрасываются, кувыркаются и тем самым как бы переворачивают или переменяют свои облачные одежды и переходят из одного видимого (телесного) образа в другой. Для того, чтобы обозначить акт превращения, народные сказки и песни употребляют выражения, указывающие на быстрое движение, стремительный удар и круговой поворот: молодец "ударился оземь и оборотился собакою", "колдун хлопнулся о сырую землю, сделался серым волком и пустился в погоню", "перекинулся медведем, жеребцом, добрым молодцем", "колдун может обернуться и в кошку, и в кошку, и в собаку"... б). Набрасывание звериной шкуры. Крестьяне
уверяют, что в старые годы случалось,
снимая шкуру с убитой волчицы или
медведицы, находить под нею бабу в
сарафане. Есть рассказ, что на
охотничьей облаве убили трех волков, и
когда стали снимать с них шкуры, то под
первою нашли молодого жениха, под второй-невесту
в ее венчальном уборе, а под третьей-музыканта
со скрипкою... в). Волшебная науза. Чтобы
превратить свадебное сборище в стаю
волков, столько ремней, мочалок или
поясов, сколько нужно оборотить лиц,
нашептывают на них заклятия и потом
этими ремнями или мочалками
подпоясывают обреченных, которые тотчас
же и становятся вовкулаками. Такой
оборотня не иначе может получить
человеческий образ, как разве в том
случае, когда чародейный пояс изотрется
и лопнет; но и после избавления долгое
время бывает дик, сумрачен и не скоро
привыкает к людской речи...
III. В кого могут превращаться оборотни. Большая
часть оборотней может превращаться во
всех животных, другая -практически во
все (стихию, предмет, вещество, зверя,
человека) и остальные в какого-то
определенного животного, чаще всего в
волка. Их можно разделить на группы,
руководствуясь тем, в кого они
превращаются. Но есть и такие существа,
которых при всем желании нельзя отнести
ни к одной из групп, - это некоторые
персонажи бурятской низшей мифологии.
|